Автомашина

Автомашина

Автомашина (motor car, амер. automobile), моторное трансп. ср-во для перевозки по дорогам (дорожный транспорт) пассажиров и багажа. Обычно совр. А. имеет четыре колеса с пневматическими шинами, Систему подвески и прочный кузов. Системы рулевого управления, предназначенные для изменения направления движения, чаще всего связаны только с передними колесами. Ведущими колесами могут быть передние или задние либо и те и др. Двигатель приводит в движение колеса с помощью трансмиссии, состоящей из муфты сцепления, коробки передач, дифференциала (дифференциальная передача) и ведущих полуосей. Конструкция кузова имеет прочную центр, часть для безопасного размещения пассажиров, на к-рой располагаются жесткие точки крепления подвески, двигателя и бамперов. В передней и задней частях кузова предусмотрены сминающиеся зоны, «поглощающие» энергию при сильных столкновениях и защищающие пассажиров, уменьшая отриц. ускорения. К др. ср-вам обеспечения безопасности относятся: привязные ремни, прикрепленные к жестким точкам, расположенным по бокам и на полу кузова; противоударные дверные замки; усиленные конструкции дверей для защиты от боковых ударов; рулевое управление с амортизационной подушкой и складывающейся колонкой; подголовники, защищающие от удара сзади. В окна вставляются закаленные безосколочные стекла, к-рые разбиваются на мелкие неострые осколки, или изготовленные из многослойного материала, удерживающего их от рассеивания. Двигатель, обычно бензиновый двигатель, располагается, как правило, в передней части машины, под капотом, и передает вращение на задние или передние колеса. У А. с четырьмя ведущими колесами двигатель вращает все четыре колеса, что увеличивает тяговое усилие и улучшает распределение мощности двигателя. Если передние колеса ведущие, то двигатель обычно устанавливается поперек, а не вдоль оси А. Преимущество такой компоновки состоит в экономии объема, что позволяет разместить четырех пассажиров и их багаж при меньшей общей длине. На нек-рых А., напр, на «Жучке» фирмы «Фольксваген» и «2CV» фирмы «Ситроен», двигатель расположен в задней части кузова, что осложняет задачу обеспечения устойчивости машины. На А. с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами трансмиссионный вал, состоящий из двух частей с универсальными шарнирами на обоих концах, соединяет блок двигателя с укрепленной на нем коробкой передач и дифференциал заднего моста. На А. с передними ведущими колесами дифференциал находится внутри блока, в к-рый входят двигатель и коробка передач, а привод осуществляется непосредственно на колеса с помощью шарниров, обеспечивающих постоянную скорость вращения колес. При проектировании механизмов управления, гл. из к-рых рулевое колесо и три педали: акселератор, ножной тормоз и педаль муфты сцепления (на А. с ручным переключением передач), а также приборов осн. задачей является создание макс, удобств и обеспечение безопасности. Рычаг переключения передач и ручной тормоз обычно расположены посередине между передними сидениями, устр-вами управления указателями поворота, фарами, стеклоочистителями и опрыскивателями лобового стекла — на рулевой колонке около рулевого колеса. Приборы и др. переключатели группируются на приборном щите. Под капотом кроме самого двигателя находятся радиатор с резервной емкостью, отопитель кузова, стеклоочиститель, емкости для тормозной жидкости и аккумулятор. На А. с задними ведущими колесами бензобак помещен сзади, не слишком близко к бамперу на случай удара, а в А. с передними ведущими колесами — в центр, части, под полом. Багажное отделение находится в задней части кузова. Запасное колесо обычно хранится под полом багажника. А. имеет сложную электрич. систему. Кроме системы зажигания в нее входят: стартер, разветвленная осветительная сеть и такие вспомогательные устр-ва, как, напр., звуковой сигнал, стеклоочистители лобового стекла, отопитель кузова и применяемые в наст, время дисплеи электронных приборов.

Наглядное пособие