Аэроплан

Аэроплан

Аэроплан (aeroplane), управляемый аппарат «тяжелее воздуха» с жесткими крыльями. А отличаются размерами, характеристиками и назначением (от одномоторных спортивных А. до больших авиалайнеров и сверхзвуковых истребителей). До 1930-х гг. А. были деревянными, с каркасами из проволоки, с тканевыми оболочками. Совр. А. сделаны из тонкого металла, усилены ребрами жесткости и продольными переборками. Для самолетостроения используются дешевые, прочные и довольно легкие алюминивые сплавы. В кач-ве конструкционных материалов благодаря своей легкости все шире применяются сплавы на основе титана и композитные материалы типа армированных стек-ловолокном пластиков.
Осн. компоненты А. — фюзеляж, крылья, двигатели, хвостовое оперение и шасси. В фюзеляже размещаются пассажиры, экипаж и груз. Форма фюзеляжа зависит от крейсерской скорости полета. У низкоскоростных малая обтекаемость, а. контуры высокоскоростных дозвуковых и сверхзвуковых самолетов (полет со сверхзвуковой скоростью) помогают уменьшить лобовое сопротивление при крейсерской скорости. Как правило совр. А. — монопланы с единств, парой крыльев. Форма крыла зависит от функций А. Большинство А. оснащено поршневыми, турбовинтовыми или турбореактивными двигателями (реактивный двигатель). В одномоторном А. двигатель установлен в фюзеляже. Если же имеется несколько двигателей, они располагаютя на крыльях, фюзеляже или в хвосте. Хвостовое оперение состоит из горизонтального стабилизатора, обычно выступающего по ср. линии в задней части фюзеляжа, и вертикального хвостового стабилизатора. В Т-образной конфигурации хвоста горизонтальный стабилизатор помещен наверху вертикального стабилизатора: эта конфигурация часто используется, когда двигатели имеются в хвосте. Шасси с пневматическими шинами имеются практически на всех совр. А. На прежних конструкциях и на нек-рых совр. легких А. осн. колеса размещены впереди, а малое колесо — в хвосте. В наст, время у большинства А. используется «трехточечное» шасси, в к-ром осн. колеса размещены позади центра тяжести, а меньшее колесо — под носовой частью. Для улучшения характеристик полета шасси убирается. Система управления А. — это ручка или штурвал для управления элеронами и рулями высоты, рулевая тяга, имеющая ножной привод, и система управления двигателями. Кроме них А. могут иметь много др. приборов. В наст, время для контроля параметров полета, а также для управления самолетом используются компьютеры (полет, основы; воздухоплавание, история; а также см. конкретные типы самолетов).

Наглядное пособие