Брунел Марк Изамбар и Изамбар Кингдом

Брунел Марк Изамбар и Изамбар Кингдом

Брунел Марк Изамбар (1769—1849) и Изамбар Кингдом (1806—59) (Brunei, Sir Marc Isambard and Isambard Kingdom), выдающиеся конструкторы-механики и строители. Б.М.И. род. во Франции и получил признание как инженер и архитектор в США. В 1799 г., переехав в Великобританию, заключил контракт на поставку 100 тыс. роликовых блоков в год для Королевского военно-морского флота. Используя паровые станки, построенные по его собственному проекту, он смог при выполнении однотипной операции заменить ПО квалифицированных рабочих 10 неквалифицированными. Т.о., Б.М.И. наряду с американцем Уитни был первым создателем станков, способных производить запасные части с высокой точностью, что имело решающее значение для перехода к массовому производству. Впоследствии Б.М.И. стал автором ряда изобретений, в т.ч. стереотипных матриц (стереотип) для печатания, а также вязальной машины (вязание). В 1825 г. получил подряд на стр-во пешеходного туннеля под р. Темзой в черте Лондона (стр-во завершилось в 1843 г.), для чего сконструировал трехъярусный щитовой экскаватор. Его сын Изамбар род. в Великобритании, продолжил работу по стр-ву этого туннеля. В 1828 г. получил на стр-ве травму. Находясь, на излечении, разработал проект подвесного Клифтонского моста через р. Эйвон в Бристоле (стр-во моста в осн. по этому проекту было завершено только после его смерти). К др. важнейшим достижениям Б.И.К. относятся: стр-во доков в Монк-вермуте (1831) и др. портах; сооружение мостов, в т.ч. самого грандиозного — через р. Уай в Чепстоу (1849— 52); прокладка более 1500 км путей с широкой колеей для ж. д. «Грейт Уэстерн», на стр-ве к-рой он был гл. инженером Б.И.К. также спроектировал три корабля — самых больших и совершенных для своего времени. Дерев, колесный пароход «Грейт Уэстерн» (1837) стал первым судном такого типа, совершавшим регулярные трансатлантические рейсы. Пароходы «Грейт Бритен» (1843) и «Грейт Истерн» (1858) имели двойной метал, корпус, что являлось большим новшеством. Они были оснащены двумя гребными колесами и винтом, однако успехом в кач-ве пассажирских судов не пользовались. Б.И.К. также построил бронекатер и передвижной воен. госпиталь, к-рые успешно использовались во время Крымской войны 1853—56 гг.

Пароход «Грейт Истерн» Изамбара Кингдома Брумела перед спуском на воду в 1857 г Человек в цилиндре — Джон Скотт Рассел, который строил этот корабль по проекту Брунела