Вертолет

Вертолет

Вертолет (helicopter), летательный аппарат, подъемная сила в к-ром создается одним или неск. роторами с лопо-стями (аэродинамическая поверхность), приводимых во вращение поршневым или реактивным двигателем относительно вертикальной или почти вертикальной оси. Лопасти действуют как совокупность крыльев, к-рые при вращении создают скорее подъемную силу, чем обеспечивают поступательное движение вперед. Каждая лопасть ротора закреплена на шарнире (подобное устр-во сначала было разработано для автожиров) так, что она может совершать небольшие колебательные движения в вертикальной плоскости. Без такого шарнирного крепления малые движения лопастей во время вращения могли бы дестабилизировать В. и затруднить управление. Угол атаки каждой роторной лопасти (угол под к-рым она встречает набегающий возд. поток) можно изменять с помощью автомата перекоса. Для полета вперед угол атаки каждой лопасти больше в задней части сметаемого диска. Благодаря этому возникает направленная вперед составляющая аэродинамической силы. При вращении ротора В. возникает сила реакции, действующая на весь В. и раскручивающая его в противоположном направлении. Это явление устраняется с помощью установки двух вращающихся в противоположных направлениях роторов либо малого хвостового ротора (может также использоваться для управления В.), либо реактивного двигателя, создающего тягу в противоположном направлении. Модель В. с лопастями, приводимыми в движение натяжением тросов, иллюстрируется в рукописи Флемиша (ок. 1325 г.), а в 15 в. Леонардо да Винчи изобразил и описал вертолетоподобный аппарат. Поль Корню совершил первый свободный пилотируемый полет на В. в 1907 г. на высоте 30 см и находился в воздухе примерно 20 сек., но для практич. эксплуатации аппарат не был еще готов. «Фокке-Вульф FW61» (1936) — первый В. с двумя роторами, к-рый поднялся в воздух. Первым пригодным к практич. использованию был однороторный В. системы Сикорского VS-300 (1940). Во время войны во Вьетнаме (1962) разработан В. с мощным вооружением, предназначенным для поражения наземных целей. В. также сыграли важную роль во время войны с Ираком (1991). Несмотря на невысокую скорость и очень большой расход топлива, они неоценимы при ведении боевых действий, оказании неотложной мед. помощи, широко используются службой спасения и полицией. Они особенно удобны из-за ми-ним. требований к посадочной площадке.