Ветряной двигатель

Ветряной двигатель

Ветряной двигатель (windmill), сооружение, позволяющее использовать энергию ветра. В.д. были известны в Индии еще 2500 лет назад, однако первое их подробное описание обнаружено в персидской рукописи, датируемой прибл. 900 г. н.э. В Персии В.д. появились прибл. в 7 в. В древн. ветряных мельницах ось вращения была вертикальной, лопасти представляли собой криволинейные поверхности, и вал присоединялся напрямую к мельничному колесу. Европ. мельницы, созданные в 12 в. по образцу римских водяных мельниц, заимствовали горизонтальный вал с передачей, поворачивающей ось вращения на 90°. В первых ветряных мельницах корпус, в к-ром располагался весь механизм, устанавливался на столбе и мог вручную поворачиваться по ветру с помощью наклонного хвостового рычага. Паруса, первоначально треугольные кливеры, сворачивающиеся на дерев, гики, позднее стали натягивать на прямоугольные рамы, а в Сев. Европе их затем заменили дерев, крыльями. Постоянные кам. или дерев, башни с парусами, установленными на поворачивающемся чердаке, появились в 15 в. Автоматич. ориентацию по ветру обеспечивал «хвост», к-рый устанавливался перпендикулярно парусам и был связан передачей с колесами поворотного круга. С 15 в. датчане используют В.д. для осушения земель, соединяя передачей вертикальный вал с водоподъемным колесом или архимедовым винтом. В.д. применяются также для помола зерна, выжимания масла, изготовления бумажной массы и распиливания лесоматериалов. В 18 в. в Европе и Америке работали десятки тысяч В.д. мощностью ок. 50 кВт. Такие мощные двигатели частично были заменены паровыми двигателями, но с 1850 г. стало расти число небольших многолопастных двигателей мощностью ок. 0,5 кВт, используемых для выкачивания воды. В США подобных двигателей было построено более 6 млн., но, согласно оценкам, в наст, время действует ок. 100 тыс. Аналогичные В.д., предназначенные для той же цели, используются в Индии, Юж. Африке, Австралии и др. странах. Однако в 20 в. осн. разработки были направлены на использование энергии ветра для получения электричества, и традиционные В.д. уступили совр. машинам с профилированными крыльями.

Ветряной двигатель, используемый для получения электроэнергии (Гётеборг, Швеция).