Водяное колесо

Водяное колесо

Водяное колесо (water-wheel), колесо, к-рое приводится в движение силой, возникающей при воздействии потока воды на лопасти или ковши, расположенные на его ободе. В. к. использовались в Малой Азии по крайней мере со 2 в. до н.э., и, вероятно, было известно в Китае. Витрувий (1 в. до н.э.) описывает подливное водяное колесо, вращающее жернов с помощью ортогональной передачи. В кит. рукописи (31 г. н.э.) описывается горизонтальное колесо с вертикальным валом, соединенным напрямую с жерновом. Много техн. усовершенствований было сделано в процессе освоения гидроэнергии в Европе в античные времена и в Средневековье: появилось более эффективное верхненаливное колесо, стали применяться поворачивающиеся или профилированные лопасти вместо плоских, претерпели изменения подшипники, зубчатые передачи и ременные приводы. Диам. колес достиг 6 м, но кпд оставался низким. Вращаясь со скоростью чуть более 10 об/мин, колеса использовали менее двух третей энергии воды, и их мощность редко превышала 10 кВт. В течение 100 лет после создания в 18 в. паровых машин В.к. практически не совершенствовались. Оживление наступило, когда возникла новая отрасль — гидроэлектроэнергетика (гидроэнергия), но ее развитие привело к тому, что через неск. десятилетий были созданы более скоростные водяные турбины, а традиционные В.к. на Западе окончательно вышли из употребления.

Наглядное пособие