Военный самолет

Военный самолет

Военный самолет (military aircraft). Самолет использовался для воен. целей с первых дней своего существования. Первые в истории подразделения воен. аэростатов были сформированы во Франции в 1793 г. А непривязные возд. шары впервые использовались для воен. разведки в сражении при Флери (Франция) в 1794 г. История воен. авиации как таковой началась с разработки на базе возд. шара управляемых дирижаблей. Дирижабли широко использовались в годы первой мировой войны, когда нем. цеппелины оказались незаменимыми для дальних разведывательных полетов и ночных бомбардировок. Эксперименты по оснащению самолетов пушками и бомбами начались в 1910 г., и к концу первой мировой войны появились истребители и бомбардировщики, значит, превосходившие возможности самолетов образца 1914 г. Двухмоторные летающие лодки использовались для дальних разведывательных полетов над морем. В это же время были совершены первые взлеты с палубы движущегося корабля. К началу второй мировой войны большинство европ. и амер. самолетов представляли собой цельнометаллические монопланы (воздухоплавание, история). Благодаря мощным двигателям, герметичным кабинам и кислородным маскам истребители могли вести боевые действия на высотах 4500—6300 м, а бомбардировщики — 9000 м. В ходе войны совершенствовалось вооружение, а бомбовая нагрузка выросла с 225—550 кг до 10 000 кг. Широкое распространение радаров для обнаружения и наведения самолетов с земли и установка их на борту самолета ускорили совершенствование противовоздушной обороны и точности бомбометания. В конце второй мировой войны поднялся в воздух первый серийный реактивный самолет (реактивный двигатель). Вскоре была разработана межконтинентальная баллистическая ракета, к-рая к сер. 1960-х гг. в значит, степени заменила дальний бомбардировщик как осн. ср-во доставки ядерного оружия. Прибл. в то же время военные спутники взяли на себя большую часть функций по сбору разведывательной информации. В 1950-х и в нач. 1960-х гг. были испытаны еще более скоростные реактивные самолеты, и к сер. 1960-х гг. воен. авиация претерпела существенные изменения. Разрабатывались методы защиты от радиолокационного обнаружения, а также меры электронного противодействия радарам противника, проводились эксперименты с полетами на низкой высоте. В последние годы США создали самолеты по технологии «Стеле», к-рые трудно обнаружить радарами. Достижения в авионике в 1970—80 гг. позволили создать самолет, способный летать на очень малых высотах, и системы оружия и навигации, к-рые автоматически обнаруживают и атакуют цели. Истребители-бомбардировщики могут поражать цели в глубине вражеской терр., перехватчики предназначены для уничтожения самолетов противника, а спец. самолеты — для возд. поддержки сухопутных войск. Создаются самолеты, способные нести разл. виды оружия и выполнять разнообразные задачи. Широко применяются самолеты вертикального взлета и посадки и самолеты короткого взлета и посадки, стартующие не только со стандартных взлетно-посадочных полос. Все большее значение приобретают вертолеты, т.к. маневренность в нек-рых случаях важнее скорости.

Бомбардировщик «Нортроп В-2А», созданный по технологии «Стеле» «В-2А» и некоторые другие новейшие военные самолеты имеют очертания и специальное покрытие, благодаря которым их трудно обнаружить радаром