Дизельный локомотив

Дизельный локомотив

Дизельный локомотив (diesel locomotive), локомотив с дизельным двигателем — тепловоз. Попытки использования двигателя внутр. сгорания на локомотивах предпринимались еще в 1920—30-х гг., но выяснилось, что для локомотива трудно подобрать такую трансмиссию, чтобы стронуть с места тяжелый поезд. В поисках решения этой проблемы было опробовано много интересных идей, включая совместное использование паровых и дизельных двигателей. Во время и после второй мировой войны были разработаны гидравлические и электрич. трансмиссии, к-рые позволили решить эту задачу. На дизель-электрических локомотивах двигатель вращает ротор генератора постоянного тока, питающего тяговые электромоторы, к-рые передают вращение на колеса с помощью зубчатой передачи. Тяговые электромоторы создают очень большие крутящие моменты (вращательные усилия), необходимые для того, чтобы поезд стронуть и разогнать до рабочей скорости. Позднее не очень надежный генератор постоянного тока был заменен более надежным генератором переменного тока, оснащенным полупроводниковым выпрямителем. До создания такого генератора перспективной альтернативой более тяжелым дизель-электрич. локомотивам считались дизель-электрич. локомотивы с гидродинамической трансмиссией. Двигатель и генератор переменного тока дизель-электрич. локомотива монтируются на гл. раме вместе с кабиной управления локомотива и др. вспомогательным оборудованием. Тяговые моторы обычно монтируются на моторных двухосных тележках, несущих гл. раму. Помимо электрич. тока для питания тяговых моторов локомотив обеспечивает потребности поезда в электроэнергии для отопления, кондиционирования воздуха и т.п. Дизель-электрич. локомотивы широко используются для грузовых и пасс, перевозок. Механич. гидротрансмиссия используется на легких автодрезинах и маневровых локомотивах.