Дирижабль

Дирижабль

Дирижабль (airship), управляемый летательный аппарат «легче воздуха» с винтовым движителем для управляемого полета, разработанный на основе воздушного шара. Первые проекты управляемых Д. сигарообразной формы, пригодных для практического использования, были предложены в 18 в. во Франции. В 1852 г. франц. инженер, Жиффар, разработал первый действительно способный летать Д. В 1894 г. франц. пр-во профинансировало стр-во более совершенного Д., оснащенного электродвигателем. Однако только с появлением двигателя внутреннего сгорания началось настоящее развитие дирижаблестроения. Ранние Д. имели нежесткие, газонаполненные оболочки из ткани. В более поздних моделях конструкция была полужесткой — с передним и задним килями — или жесткой — с внеш. каркасом, покрытым легкой тканью, и с неск. внутр. газонаполненными резервуарами. Большие Д. жесткой конструкции с каркасами из легких сплавов разработаны в Германии Цеппелином. Они успешно применялись для воен. целей и пасс, перевозок в 1900—30 гг., но ряд катастроф в 30-х гг., связанных с высокой горючестью наполненных водородом оболочек, привел к ограничению их использования. На вост. побережье США Д., наполненные негорючим гелием, до 1961 г. служили для раннего обнаружения, а с нач. 1970-х гг. — для рекламы и аэрофотосъемки. С 1987 г. береговая охрана США применяет Д. усовершенствованной конструкции для охраны границ. Такие летательные аппараты могут перевозить 19 чел. и оставаться в воздухе до 30 сут (воздухоплавание, история).