Дорога

Дорога

Дорога (road), путь, чаще всего со спец. подготовленным покрытием, по к-рому люди, животные и трансп. ср-ва могут перемещаться между населенными пунктами. Первыми строителями Д. были, по-видимому, жители Месопотамии, а самой первой Д. большой протяженности была Королевская Д. от Суз до Смирны дл. 3 тыс. км, к-рая, как полагают, была построена в 3500 г. до н.э. В Китае уже к концу правления Шаньской династии (11 в. до н.э.) существовала достаточно разветвленная система Д. Через реки были переброшены мосты, а на горных перевалах построены кам. лестницы. К кон. 4 в. до н.э. гос-во Великих Моголов в Индии тоже вело интенсивное дорожное стр-во. В Европе во времена, предшествовавшие эпохе Др. Рима, Д. представляли собой тропы, протоптанные людьми и животными или пробитые колесами повозок. Первыми строителями Д. в Европе были римляне. Первоначально Д. предназначались для быстрой переброски войск. Конструкция римских Д. представлена на рис. На менее значимых Д. вместо кам. плит в кач-ве покрытия использовались гравий или щебень. К 200 г. н.э. сеть Д. в Рим. и Кит. империях, а также в Индии способствовала развитию торговых путей из большинства стран Европы в Индию и на Дальний Восток. Между 3 и 18 в. дорожное стр-во в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии пришло в упадок. В Юж. Америке инки, активно создавали сеть Д. К моменту прибытия сюда испанцев в нач. 16 в. эта дорожная сеть обслуживала терр. площадью ок. 2 млн. кв. км с нас. прибл. 1 млн. чел. Особенно большое впечатление производили дороги в Андах, с галереями, пробитыми в твердых скальных породах, и исключительно высокими поддерживающими стенами, укрепляющими дорожное покрытие.
Совр. эпоха дорожного стр-ва началась в 1747 г., когда для подготовки инженеров в Париже была создана Национальная школа мостов и шоссе. Преподаваемые в школе методы стр-ва, основанные на технике Др. Рима и занимавшие почти половину учебного времени, были значительно усовершенствованы Трезаге. Перед рев-цией 1789 г. Франция вела стр-во сети мощеных Д. протяженностью 40 тыс. км. Позднее эту работу продолжили при Наполеоне. В Великобритании Телфорд строил Д. с более толстой подушкой и меньшей толщиной покрытия. Современник Телфорда Макадам предложил вместо создания основания из крупных камней, значительно удорожавшего стр-во, поддерживать естественное основание в сухом состоянии путем сочетания водоупорного покрытия и хорошего дренажа. Такое покрытие, получившее назв. «водоотталкивающий макадам», применялось почти повсеместно вплоть до изобретения широких пневматических шин, к-рые разрушают его. Совр. покрытие тармак(адам) известно с 1830-х гг., когда для связывания кам. покрытия в Ноттингемшире (Великобритания) впервые применили смолу. С 1832 г. во Франции для изготовления дорожного покрытия стали применять щебень, асфальт и битумные смеси.
В 19 в. городские улицы с интенсивным движением мостили прочными кам. плитами (часто из гранита), положенными на подушку из щебня. Бетон впервые применили в дорожном стр-ве в 1850-х гг. в Австрии. В 1920-х гг. в США строились шоссе, предназначенные для интенсивного высокоскоростного движения, а в Италии — трехполосные автострады с ограниченным движением. Самую разветвленную и совершенную для 30-х гг. сеть автомагистралей имела Германия. В Великобритании в это же время гл. внимание уделялось стр-ву осн. Д., часто с двумя полосами движения, а стр-во сети автомобильных дорог началось лишь в кон. 1950-х гг. Автодорога представляет собой Д. с двумя полосами движения и плавными поворотами с уклоном полотна, предназначенную для скоростного движения. Перекрестки часто оборудуются т.н. развязками, чтобы развести трансп. потоки Трансп ср-ва включаются в движение по разгонным полосам. (На нижнем фрагменте рис. показана структура покрытия магистрали М40, проходящей к северу от Оксфорда, в Великобритании.) Характерная особенность послевоен. дорожного стр-ва, особенно в Японии, — создание двух- и даже трехъярусных скоростных магистралей, проходящих над улицами. Дорожное стр-во в наст, время значительно упростилось благодаря применению бульдозеров, скреперов, грейдеров и кат-ков. При стр-ве бетонных Д. используются дорогоуклад-чики, машины для укладки бетона на подготовленное основание.

Наглядное пособие