Дорожный транспорт

Дорожный транспорт

Дорожный транспорт (road transport), методы перевозки людей и грузов по дорогам и рельсовым путям. В древности люди вели преимущ. кочевой образ жизни, и поэтому техника для перевозки грузов стала развиваться с самого начала истории человечества. Возможно, самым первым приспособлением для перевозки грузов была волокуша. Она представляла собой V-образную дерев, раму, вершина к-рой закреплялась на спине вьючного животного, а основание волочилось по земле Груз привязывался к раме между шестами. Волокуша стала прообразом саней, к-рые широко применялись в разных частях света с 5000 г до н.э. В это время началось, как полагают, использование тягловых и вьючных животных. Осел, напр., использовался в Сев.-Вост. Африке, Средиземноморье, на Ближнем и Дальнем Востоке с 3 тысячелетия до н.э. для перевозки грузов на большие расстояния по торговым путям. Изобретение колеса, относящееся примерно к этому же времени — важнейший шаг на пути создания Д.т. Четырехколесные телеги и фургоны были первыми колесными трансп. ср-вами, а вскоре появились и более легкие виды — колесницы, имевшие два колеса. Примерно к 1500 г до н.э. колесные трансп. ср-ва распространились по всему миру до Китая на В. и Скандинавии на С. Китайцы усовершенствовали упряжь и седельное снаряжение и первыми построили разветвленную сеть дорог. Римляне для транспортировки товаров использовали двух- и четырехколесные повозки, а для перевозки пассажиров у них имелись четырехколесные фургоны. Они имели поворотную переднюю ось, возможно, заимствованную у скандинавов. В Средние века осн. личным трансп. ср-вом стала лошадь — фургоны оказались неудобными для долгих поездок, да и дороги были плохими. Правда, в Вост. Европе получили распространение фургоны, корпус к-рых подвешивался на подпорах, закрепленных на осях, и к концу Средневековья такие фургоны появились и на Западе. Благодаря новым видам упряжи лошадь в кач-ве тягловой силы заменила вола и мула. В конце 15 в. в Венгрии появились более легкие и удобные экипажи для богачей, а в 16 в. они распространились и в др. странах Европы. Большая же часть населения продолжала ездить в фургонах и верхом или ходить пешком.
К 17 в. обозначилось четкое различие между телегами и фургонами для транспортировки товаров и с.-х. нужд, с одной стороны, и более легкими рессорными повоз-ками и экипажами для перевозки людей, с другой. В нач. 19 в. дорожное покрытие из макадама и пружинная рессорная подвеска (система подвески) для экипажей существенно повысили комфортность путешествия. Путешествия и торговля стали более распространенным занятием, а в кач-ве трансп. ср-в начали использоваться омнибусы, кэбы и экипажи. Хотя во второй половине 19 в. значит, часть пасс, и грузовых перевозок на большие расстояния осуществлялась по каналам, а позднее и ж. д. (железные дороги, история), транспорт на конной тяге все еще сохранял свое значение для поездок по городу. Несмотря на эксперименты по использованию «паровых повозок», конный транспорт практически не имел соперника вплоть до изобретения автомашины. Методы массового произ-ва автомобилей не получили широкого распространения вплоть до окончания первой мировой войны. Однако начиная с этого времени автомобили, автобусы и экипажи стали преобладать при пасс, перевозках, а грузовые автомобили и танкеры — при транспортировке грузов Автомобильные перевозки остаются наиб, гибкой и универсальной трансп. системой, однако загрязнение и ухудшение окруж. среды, вызванное работой двигателей внутр сгорания, в частности парниковый эффект, вынуждают искать альтернативные источники энергии. Эконом, и эколог, проблемы, связанные с дорожными пробками, управлением движением и разрастанием сети дорог, также служат источником для беспокойства.