Железнодорожное строительство

Железнодорожное строительство

Железнодорожное строительство (railway construction). Сооружение обширной сети ж. д. для перевозки людей и грузов, начавшееся в 19 в., дало мощный импульс развитию техники сначала в Великобритании, затем в остальной Европе, а также в США, Канаде, царской России и др. странах. На первых порах ж.-д. пути прокладывались почти так же, как и каналы: по долинам рек, повторяя их контуры. Где можно, старались избегать больших уклонов, строя котлованы, туннели, насыпи и виадуки. Подобные работы были необходимы, т.к. первые железно дорожные пути не выдерживали тяжелых локомотивов и ограничивали тяговые мощности. По мере совершенствования путевого х-ва со второй половины 19 в. быстро увеличивались вес и мощность поездов. Это привело к прогрессу в мостостроении (мост), поскольку нужны были мосты большой протяженности, способные выдерживать значит, нагрузки. Уникальным для того времени стал мост из коробчатых балок, сооруженный в 1857 г. через Менай Стрэйтс (Великобритания) по проекту Сте-фенсона. Десятью годами позже в США по проекту Идса был построен первый стальной мост. Значит, техн. достижения были связаны с необходимостью прокладывать ж.д. в гористых местностях. В Корнуэлле (Великобритания) после возведения Брюнелем моста короля Альберта через р. Тамар (стр-во завершилось в 1859 г.) ж.-д. колея проходила на большой по высоким опорам моста. Позднее такая технология с успехом использовалась в США. В Центр. Франции через ущелья перебрасывались живописные мосты. Примером может служить мост высотой 122 м над уровнем реки, построенный Эйфелем в Гараби (1881). В Альпах сооружение Симплонского туннеля сквозь гору на глубине 2100 м было сопряжено с большими трудностями и продолжалось 8 лет (1898—1906). Др. крупномасштабный проект — стр-во Транссибирской магистрали (1891—1915) от Москвы до Владивостока протяженно^ стью 9311 км. К достижениям науки и техники можно отнести и стр-во ж. д. между городами Ченьду и Кунь-минь в Китае, с 653 мостами и 427 туннелями, общая длина к-рых составляет 60% всей протяженности дороги. Для совр. высокоскоростных поездов прокладываются пути с миним. кривизной, но при этом уклон пути не имел особого значения, поскольку локомотивы стали более мощными.