Железнодорожный путь

Железнодорожный путь

Железнодорожный путь (railway track), система опор и направляющих, по к-рым движутся поезда. Первые пути для вагонеток и трамваев изготавливались из разнообразных материалов разной формы, но все они были достаточно не прочными, чтобы выдержать паровые локомотивы. Только после создания в 1815—20 гг. рельсов из ковкого железа локомотивы с весом, достаточным для обеспечения необходимого сцепления, перестали разрушать колею. В 1860-х гг. тех. достижением стало применение стального проката для изготовления рельсов. Кам. опорные блоки для рельсов уступили место дерев, шпалам, уложенным на выровненный балластный слой из щебенки. Рельсы либо прибивались непосредственно к шпалам, либо (в Великобритании) крепились в особом чугунном «башмаке». Рельсы скреплялись с помощью накладок, причем между ними оставлялся небольшой зазор для компенсации расширения при нагревании. Совр. Ж.-д.п. имеет толстый балластный слой бетонные или дерев, шпалы и массивные рельсы с плоским основанием, что позволяет укладывать сварные секции рельсов большой длины, скрепляя их т.о., чтобы предотвратить деформацию при нагревании. На участках с интенсивным движением, где приходится часто заменять рельсы, применяют старые их виды и чугунные башмаки.