Железные дороги, история

Железные дороги, история

Железные дороги, история (railways, history of). История возникновения и развития Ж.д. тесно связана с технологией произ-ва паровых машин, изобретенных в нач. 18 в., а также с использованием в горнодобывающей пром-ти путей для вагонеток, приводившихся в движение человеком или лошадью. Впервые паро-вой локомотив для движения по вагонеточным путям создал Тревитик в 1804 г. В первых рядах создателей паровых локомотивов были англичане Джон Блекин-соп (1783—1831), Уильям Хедли (1779—1843) и Джордж Стефенсон. Вначале развитие локомотивов сдерживалось несовершенством существовавших тогда железнодорожных путей. После достижения значит, успехов в области путеукладки Ж.д. стали действительно практичным видом транспорта.
В 1830 г. была сдана в эксплуатацию ж.д. Ливерпуль—Манчестер (Великобритания) — первая ж.д. для пасс, и грузовых перевозок на механич. тяге. Выбор локомотива для движения на этой дороге осуществлялся на конкурсной основе по рез-там серии испытаний, проведенных в Рэйнхилле (Ланкашир) в 1829 г. Победителем оказался паровоз «Ракета» конструкции Джорджа Стефенсона. После открытия ж.д. сообщения между Ливерпулем и Манчестером наступил период бурного развития ж.-д. транспорта во всем мире. К 1847 г. на железнодорожном строительстве в Великобритании было занято 250 тыс. землекопов. В США в период 1850—60-х гг. построено почти 34 тыс. км ж.д. путей. К кон. века разветвленная сеть ж.д. покрывала терр. Европы, США, Канады и часть терр. царской России. Ж.д. появились на склонах Альп, Анд, в предгорья Гималаев, пересекали устья широких рек (напр., р.Форт ок. Эдинбурга в Шотландии), пронизывали туннелями горы. В огромных заснеженных пространствах в Канады необходимость ж.д. сообщения между пром. центрами привело к изобретению в 1869 г. Д.У. Эллиотом снежного плуга. В 1879 г. на выставке в Берлине был продемонстрирован первый электрический локомотив. Электрич. тяга вначале применялась для пригородного и междугородного сообщения, но скоро получила распространение и на подземной железной дороге, i Одной из первых стран, начавших применение электровозов на осн. ж.-д. линиях, в 1902 г. стала Италия. Перед первой мировой войной ж.-д. сообщение интенсивно развивалось. Поезда в Европе и Сев. Америке стали более тяжелыми и комфортабельными, их скорость достигала 95 км/ч. Грузоподъемность поездов, перевозящих товары и сырье в города и пром. центры, составляла 1000—2000 т. В период между войнами мн. ж.-д. компании объединились в нац. ж.-д. системы и большие концерны. Автомобильный и возд. транспорт начинал конкурировать с Ж.д., поэтому , направили свои усилия на создание лучших форм тяги и более совершенного подвижного состава. На 1930 г. приходится пик расцвета паровозостроения, хотя электровозы уже были широко распространены в Центр. Европе и Скандинавии. В США в эксплуатацию вступали дизельные локомотивы.
После второй мировой войны начался период реконструкции: в Великобритании и материковой части Европы строились новые паровозы, кроме того, испытывались новые типы дизельных двигателей. Произ-во паровозов прекратилось в США в 1950-х гг., а в Европе — в 1960-х. Это было связано с ростом конкуренции со стороны автодорог, что привело к упадку ж.-д. транспорта. В 1964 г. Япония приступила к эксплуатации высокоскоростных поездов (поезда-«пули»), двигавшихся по спец. колее со скоростью до 210 км/ч. Примерно в это же время начались эксперименты по использованию систем с нижними направляющими вместо обычных рельсов.
В последней четверти 20 в. темпы стр-ва ж.д. снова стали расти, хотя в развитых странах число новых линий невелико. В Европе, преим. во Франции, а не так давно и в Германии, вслед за Японией были созданы новые типы высокоскоростных поездов. На нек-рых линиях эксплуатируется опрокидывающийся подвижной состав. Возросшая интенсивность автомобильного движения и проблемы, связанные с загрязнением воздуха выхлопными газами привели к росту инвестиций в создание поездов для пригородного сообщения и быстрых легких видов городского рельсового транспорта. Новым словом в технике стало создание в Джакарте (Индонезия) аэромобиля — легкого поезда без двигателя, приводимого в движение струей сжатого воздуха, поступающего через воздуховод, проложенный под рельсами. В нек-рых совр. быстрорастущих городах строятся линии метрополитена (напр., в Мехико). В то же время в Китае сеть ж.д. в год увеличивается почти на 1000 км.

Наглядное пособие