Канал

Канал

Канал (водовод) (canal), искусственное русло, построенное для навигации, водоснабжения или осуше-ния (орошения) земель. Судоходные К., такие, как Панамский и Суэцкий, были построены для прохода мор. судов. К. для внутр. навигации имеют меньшие размеры и используются преим. для проводки канальных барж. При стр-ве К. учитывают характер рельефа, там, где это возможно. Однако в нек-рых случаях приходится строить туннель под возв-тью или поднимать русло над ней, используя шлюзы. При большом уклоне используют лестницу из шлюзов, в к-рой верхние ворота одного шлюза работают, как нижние ворота др. Такая система шлюзов снижает давление воды на ворота. При очень большом уклоне необходимо использовать судоподъемник, представляющий собой ванну на колесах, размеры к-рой позволяют вместить баржу; его передвигают вверх или вниз по склону с помощью лебедки. Вода подается на верхний уровень К. из резервуара или по отводному каналу от реки.
Оросительные К. строили начиная с 3-го тысячелетия до н.э., большинство древн. цивилизаций занималось экстенсивным орошением и сооружением крупных ирригационных К. и густой сети мелких. Наиб, известен Нарванский К. (2400—2200 лет до н.э.) между Тигром и Евфратом да. 300 км и шир. — 122 м. Егип. фараоны проложили канал, связывающий Средиземное и Красное моря, к-рый использовался римлянами для судоходства после его восстановления в 539 г. до н.э., а затем в 285 г. до н.э. Стр-во первой очереди Великого канала в Китае завершилось к 610 г. н.э. В Европе К. не имели большого значения до позднего Средневековья. Первые К. приспособленные для движения небольших судов появились в Нидерландах, в 13—14 вв. В 17 в. К. были спроектированы во Франции, самым большим из них является Лангедокский К. (Каналь дю Миди), стр-во к-рого началось в 1661 г. под руководством инженера Рике. В Англии стр-во К. началось ок. 1750 г. с Бриджуотерского К., сооруженного Дж. Бриндли в графстве Ланкашир. На работах были заняты тысячи строителей, к-рых называли навигаторами (землекопами). С появлением ж. д. в первой половине 19 в. К. практически не строились.

Железнодорожный мост над известным каналом в Греции. 6,5-километровый канал пересекает Коринфский перешеек.