Кинематография, история и основы

Кинематография, история и основы

Кинематография, история и основы (cinematography, history and principles of), кинематография — индустрия, занимающаяся произ-вом кинофильмов. К. основана на инерции зрения, т.е. сохранении на долю секунды в глазу образа объекта после того, как объект удален. Это явление впервые было детально изучено в 1824 г., когда брит, физик П.М. Роджет начал эксперименты в области инерции зрения. После этого появились «оптические игрушки», в к-рых при быстром просмотре серии рисунков создавалась иллюзия движения. Эти устр-ва пытались применить в «волшебных фонарях» (простых проекторах, использующих слайды), но видеообразы получались туманными, неясными. Значит, шагом вперед стало открытие в 1880 г. принципа прерывистого движения: с помощью «волшебного фонаря» проецировалась последовательность быстро следующих друг за другом изображений, причем вращающийся затвор перекрывал свет во время смены изображений. Именно на этом принципе работают все кинокамеры и проекторы. Фотографию изобрели в 1830-х гг., однако только в 1850-х гг. длительность экспозиции была уменьшена настолько, что появилась возможность снимать движение. Хронофотография — фотографии, сделанные через одинаковые интервалы времени — начала использоваться в 1870-х гг. Англ, фотограф Идверд Майбридж (1830—1904) и франц. физиолог Этьен-Жуль Марей (1830—1904) разработали спец. фотоаппаратуру для наблюдения за движущимися объектами. В 1880-х гг. мн. изобретатели работали над тем, чтобы скомбинировать два важнейших элемента кинематографии: фотографическую запись движения и создание иллюзии движения с помощью проецирования отд. изображений. В 1889 г. Эдисон сконструировал кинокамеру. В ней использовалась гибкая прозрачная пленка, к-рая незадолго до этого была разработана для первых фотоаппаратов «Кодак». Фильмы Эдисона можно было просматривать в кинетоскопах через глазок. Первая публичная демонстрация фильма была проведена в 1895 г. во Франции братьями Люмьер, к-рые пользовались комбинированной камерой и проектором. Одновременно несколько др. изобретателей в Европе и США предложили собственные аналогичные устр-ва.
С 1890 г. осн. принципы устр-ва кинокамеры и проектора мало изменились. Гл. техн. достижения этого столетия — разработка способов воспроизведения звука и цвета. Первый коммерч. звуковой фильм был выпущен в 1926 г., звук записывался отдельно на диске «Ви-тафон». В 1930-х гг. появились несколько альтернативных систем записи звука. В кач-ве примера можно привести систему «Мувитон», в к-рой свет проходил через звуковую дорожку разл. плотности, попадая на фотоэлемент, на выходе к-рого возникал соответствующий звуку электрич. сигнал, подававшийся в громкоговоритель. Для синхронизации изображения и звука звуковая дорожка записывалась на краю пленки. Эти системы ушли в прошлое после создания технологии магнитной записи, разработанной в период второй мировой войны. Нек-рые из ранних кинофильмов были цветными, они раскрашивались вручную кадр за кадром. В основе цветного кино, созданного в 1911 г., лежал аддитивный цветовой процесс проецирования через вращающиеся красный и зеленый фильтры. В 1920-х гг. были разработаны и др. двух- и трехцветные технологии. Совр. цветные фильмы основаны на субтрактивных процессах, в к-рых цветные изображения формируются непосредственно на пленке. В «Техниколоре», вошедшим в практику с 1930-х гг., использовались сразу три цветные пленки, одновременно экспонируемые в спец. камере.