Коленчатый вал

Коленчатый вал

Коленчатый вал (crankshaft), звено механизма машин, преобразующее возвратно-поступательные движения во вращательные и наоборот. На валу имеется колено кривошипа с пальцем — коротким валом, параллельным осн. валу, к-рый смещен относительно него на расстояние, называемое радиусом кривошипа. Механизм, совершающий возвратно-поступательное движение, напр, поршень, скользящий в цилиндре, присоединяется к пальцу кривошипа с помощью тяги, называемой шатуном. За каждый оборот К.В. поршень проходит в прямом и обратном направлениях расстояние, называемое длиной хода поршня и равное удвоенному радиусу кривошипа. Для многоцилиндровых двигателей требуется вал с кривошипными коленами для каждого цилиндра (см. рис. в ст. бензиновый двигатель). Простой кривошип известен со времен династии Хань (правившей в 202 г. до н.э. — 220 г. н.э) в Китае, описан Героном в 1 в. н.э. В Европе К.В. и шатун появились значит, позднее — в 15 в.