Колесо

Колесо

Колесо (wheel), круглый вращающийся диск или каркас круглой формы, используемый на трансп. ср-ве для уменьшения сопротивления движению, а также в разл. механизмах. Впервые К. было использовано в ручной мельнице для помола хлебных злаков, к-рая состояла из двух круглых каменных жерновов, а также в гончарном круге. Наиб, важное значение К. имеет в дорожном транспорте. Предполагается, что К. для повозок и колесниц появились прибл. 6 тыс. лет назад. Самым древн. свидетельством существования колесного трансп. ср-ва служит обнаруженное в междуречье Тигра и Ефрата изображение повозки, датируемое 3000 г. до н.э. Древн. К. изготавливались из единого куска дерева или из трех пластин. К. со спицами появились прибл. в 2000 г. до н.э. в столь отдаленных друг от друга местах, как Скандинавия, Китай и Месопотамия. На древн. повозках К. либо вращались на оси, либо были жестко закреплены и вращались вместе с осью, вставленной в отверстия корпуса повозки. Китайцы усовершенствовали К., придав ему небольшую конусность в поперечном сечении. Оно стало прочнее и жестче, поэтому появилась возможность его облегчить. Традиционная конструкция К. в ср.-век. Европе состояла из ступицы, или «чурки», выточенной из вяза (чтобы не растрескивалась), дубовых спиц, обеспечивающих прочность, и ясеневых косяков (кусков обода), придающих жесткость. Для большей прочности и уменьшения износа насаживался железный обод. Легкие К. со спицами предложил Кэйли ок. 1808 г. Подобные К. для велосипеда придумал Джеймс Старли в 1870 г. Первоначально спицы шли по радиусам от обода к ступице, но в 1874 г. Старли запатентовал К. с тангенциальными спицами, к-рые шли от обода к ступице не по радиусу, а крест-накрест, что увеличивало прочность К. Изобретение парового локомотива привело к разработке сварных железных К. На автомобилях в наст, время используются штампованные стальные или литые алюминиевые К. Сплошные резиновые шины в 1890-х гг. заменили пневматическими. Др. усовершенствованием, впервые опробованным на велосипеде, были подшипники. Помимо своего прямого назначения в наземном транспорте К. используются в самых разнообразных областях. Существуют, напр., К. прялок, водяные колеса для получения механич. энергии, гребные колеса для движения судов, рулевые К. для судов и автомобилей, маховики для поддержания постоянного движения, шкивы, шестерни и цепные К. для передачи мощности, шлифовальные круги, молитвенные К. (механич. устр-во для совершения молитв, используемое тибетскими буддистами) и К. Фер-ри («Колесо обозрения» в парках отдыха).