Коробка передач

Коробка передач

Коробка передач (gearbox), многозвенный механизм, в к-ром ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных в отд. корпусе. Необходимость К.п. в автомобилях объясняется тем, что двигатель внутреннего сгорания эффективно и с большей мощностью работает только при высоких оборотах, а скорость движения автомобиля по дороге может изменяется в довольно широком диапазоне. К.п. обеспечивает возможность вращения двигателя с оптимальной скоростью и изменение скорости движения автомобиля по дороге с помощью включения разл. передач. Обычно в автомашинах имеются 4 или 5 передач, а в тракторах и тяжелых грузовых машинах — до 15; такое число передач достигается путем использования двух последовательных К.п. Если коробка передач имеет ручное переключение, то двигатель предварительно отсоединяется от трансмиссии с помощью муфты сцепления, а после переключения плавно присоединяется. (На машинах с автоматической передачей операция отсоединения двигателя отсутствует.) Синхронизированное зацепление шестерен всех передач, за искл. передачи заднего хода, позволяет плавно переходить от одной к др. В такой системе муфта, установленная на трансмиссионном валу и вращающаяся вместе с ним, передвигается переключающим штоком до соприкосновения с конусом боковой поверхности зубчатого колеса, к-рое должно быть введено в зацепление. Трение между муфтой и конусом действует на свободно вращающееся зубчатое колесо и плавно выравнивает скорости колеса и трансмиссионного вала. Когда шестерня и муфта начинают вращаться вместе, зубчатая коронка шестерни входит в зацепление с внеш. зубчатым кольцом муфты и соединяет муфту с шестерней.

Наглядное пособие