Космический полет, основы

Космический полет, основы

Космический полет, основы (space-flight, principles of), теоретич. и практич. аспекты программы пилотируемых космич. кораблей или полетов роботов за пределами земной атм-ры, простирающейся до высоты 320 км. Для осуществления такого полета космич. корабль должен достичь скорости 7,8 км/с (при этом условии момент кол-ва движения в прямом направлении уравновешивает гравитационное притяжение, и космич. корабль начинает вращаться вокруг Земли). Для полного преодоления земного притяжения (напр., для межпланетных полетов) скорость космич. корабля должна быть не менее 11 км/с. Чтобы разогнать корабль до таких скоростей, требуется огромная энергия, к-рую обеспечивают мощные ракеты-носители. Они отрывают корабль от Земли и выводят его на космич. орбиту, а затем отделяются от него. На орбитах радиусом свыше 320 км спутники (спутник искусственный) будут вращаться бесконечно долго, т. к. на этих высотах отсутствует атм-ра (а след., и сопротивление), поэтому их форма необязательно должна быть обтекаемой. Космические зонды и др. космич. корабли, летающие за пределами околоземных орбит, используют для поступательного движения обычные ракетные двигатели, а для ориентации и маневров — спец., работающие на сжатом газе. Для создания необходимой мощности в наст, время разрабатываются ионные и плазменные двигатели, в к-рых малые кол-ва в-ва выбрасываются с огромной скоростью в течение длит, времени, а также солнечные паруса — большие чрезвычайно тонкие листы из отражающего материала, приводимые в движение давлением света, падающего на их поверхность. Чтобы удерживать курс космич. корабля и обеспечивать передачу данных на большие расстояния в межпланетном полете, требуются новейшие навигационные системы и системы связи. Экспедиции за пределы солнечной системы при совр. технологиях неосуществимы, т. к. для полета до ближайшей звезды потребовались бы тысячи лет. Космич. аппарат, возвращающийся на Землю, должен войти в атм-ру, не сгорев при торможении. Скорость полета уменьшается при спуске, а защитное покрытие корабля должно обладать такими св-вами, чтобы оно либо медленно сгорало, отбирая тепло, либо рассеивало тепло.