"НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО"

в изо-искусстве - художественные течения, лишенные выхода к широкой публике из-за запретов, налагаемых официальной цензурой. В СССР разделение искусства на "официальное" и "неофициальное" окончательно закрепилось после 1932 после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В "подполье" оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в "идейно-тематическом" отношении. В периоды "оттепели" и "застоя" мастерам "неофициального искусства" удавалось выходить к зрителю, что обычно было сопряжено с трудностями (напр. разогнанная "бульдозерная выставка" в Москве 1974); они все более активно взаимодействовали с "полуофициальными" художественными тенденциями (типа карнавализма). После 1985 в связи с перестройкой и гласностью "неофициальное искусство" окончательно заняло свое законное место в издательских планах, на выставках и в музеях.