Магнитный компас

Магнитный компас

Магнитный компас (magnetic compass), устр-во, в основе к-рого лежит св-во намагниченной стрелки, закрепленной на оси, ориентироваться в направлении сев. магн. полюса; часто М.к. используют вместе с картой (карты сухопутные и морские) при прокладыва-нии курса. Время появления М.к. точно не установлено; считается, что он был известен в Китае уже в 5 в. н. э. Однако нет никаких свидетельств, что М.к. использовался на кораблях ранее 11 в. в Китае и 12 в. в Европе. Самые первые М.к. представляли собой намагниченную стрелку, укрепленную на пробке, плававшей в чашке с водой. Впоследствии стрелка была уравновешена на оси и помещена в центр картушки (бумажный круг с делениями), на к-рой были обозначены осн. направления. В 16 в. для уменьшения влияния механич. колебаний (напр., мор. качки) стали применять карданный подвес (самовыравнивающуюся опору). Из-за жел. деталей, используемых в кораблестроении, М.к. отклонялся от нужного направления. Для решения этой проблемы М.к. был помещен в спец. ящик, нактоуз, покрытый пластинами металла, нейтрализующими магн. воздействие корабля. В 19 в. были созданы М.к., в к-рых картушка и стрелка помещались в жидкость, чтобы снизить трение и погасить колебания стрелки, обусловленные движением корабля. В 20 в. с развитием авиации появилась необходимость в М.к., способных работать на самолетах. Одним из решений проблемы стал гирокомпас, в к-ром используется инерция гироскопа для сохранения неизменного положения плоскости картушки в полете (индукционный компас).