Мост

Мост

Мост (bridge), сооружение, построенное над рекой, автомобильной или железной трассой. Простейший тип— стрельчатый М., в к-ром большие кам. плиты уложены на кам. быки (опоры), напр, в г. Девоне (Великобритания) и Фуцзяне (Китай), где были использованы 200-тонные гранитные плиты да. 21 м. Римляне первыми применили арочную конструкцию М. Это М. Аль-кантара через р. Тахо в Испании (ок. 100 г. н. э.). При стр-ве М. римляне использовали также дерево: на колонне Траяна в Риме изображен такой М., построенный через р. Дунай в 100 г. н. э. Рим. арки всегда имели полукруглую форму. В Китае строились М. с более пологими сегментарными арками, позволявшими перекрывать большие расстояния. До сих пор сохранился построенный еще в 610 г. М. Аньцзи в г. Чжаосянь. В Европе арочные М. этого типа начали возводить только в 14 в. Примером может служить Понте Веккио во Флоренции (Италия), стр-во к-рого было завершено в 1345 г.
Сооружение в 1779 г. Колбрукдейлского железного моста открыло новую эру жел. и метал, арочных М. На смену литым жел. конструкциям пришли кованые, выдерживающие большую нагрузку на изгиб. В 1885 г. завершилось стр-во первого в Португалии (г. Опорто) М. (пролет 172 м). После этого было возведено неск. метал, арочных М. с пролетами свыше 500 м, напр. М. в^Сиднейской гавани (1932) и Байоннский М. в Нью-Йорке (1930). Построенный в 1882— 1889 гг. Фортский М. в Шотландии был первым в мире консольным мостом с большими пролетами. Он имел 2 пролета по 520 м каждый. Бетонная арка построенного в 1964 г. в Сиднее Глейдсвиллского М. имеет пролет 305 м. Висячие мосты, получившие широкое распространение, имели три каната, к обоим концам к-рых прикреплялись анкерные крепления. Эти канаты образовывали U-образную пешеходную дорожку с перилами. В 65 г. в кит. пров. Юньнань при стр-ве М. Лань Цзинь в кач-ве опоры для дерев, мостового покрытия применены жел. цепи. В Европе цепи впервые использовали во времена промышленной революции, напр, в конструкции М. через прол. Меней на о. Англси (Великобритания), построенном Тел-фордом в 1826 г.
Существует множество типов М., обеспечивающих проход под ними больших судов, напр.: однокрылый подъемный мост, разводной мост с поворотной фермой, мост с подвижной кабиной. Временный М. для использования в воен. целях в период второй мировой войны разработал М. Бейли (1901—85); к этому же типу М. относится понтонный, в к-ром относительно короткие пролеты крепятся на плавучих понтонах, удерживаемых на месте якорями (разводной мост, виадук).

Наглядное пособие