Навигация

Навигация

Навигация (navigation), планирование и управление движением трансп. ср-ва или людей по заданному маршруту. Исторически сложилось так, что Н. была прежде всего мореходным иск-вом, однако в 20 в. она приобрела важное значение для возд. и космич. полетов. Н. иногда необходима и при движении на суше. Первоначально методы Н. предусматривали исключительно прокладку курса: самые первые мореходы плавали вдоль побережья и избегали выходить в открытое море. Финикийцы и полинезийцы первыми стали использовать наблюдения за небесными телами при плавании вдали от берегов. По мере появления приборов мор. Н. становилась все более точной. Это прежде всего маг-нитный компас для определения курса, астролябия, высотомер и секстант для астронавигации, корабельный лаг для измерения скорости, лот для измерения глубины и хронометр для определения долготы хронометр морской).
С развитием авиации в нач. 20 в. для непрерывного слежения за положением трансп. ср-ва стали применять такие навигационные приборы, как гирокомпас, радар, сонар, инерциальные навигационные системы, навигационные спутники и радионавигационные системы. Слежение при все возрастающей интенсивности возд. и мор. трафика — важнейшее ср-во предупреждения столкновений; напр., большинство самолетов гражд. авиации сегодня должно строго следовать полетному заданию, к-рое определяет курс, скорость и высоту полета. Мн. навигационные операции в наст, время автоматизированы, причем местоположение и курс отслеживаются бортовыми компьютерами. В нек-рых случаях (автопилот) компьютер может использовать эту информацию для управления трансп. ср-вом.
Н. по карте предусматривает учет разнообразной информации. Точечная прокладка курса с помощью достоверных карт (карты сухопутные и морские) и планов позволяет определять значения курсовых углов на протяжении всего маршрута. Курсовые углы и скорость движения вместе с данными о скорости ветра и водных течений используются для определения истинного местоположения, расчет к-рого только на основании курса и скорости называется счислением по лагу; такие расчеты, если их не корректировать, приводят к накоплению ошибок. Обычно расчетное местоположение и рез-ты счисления по лагу периодически сравниваются с рез-тами определения широты и долготы. Широта определяется по высоте (углу над горизонтом) Солнца или др. небесного тела, а долгота — по величине точной разности местного времени и времени на нулевом меридиане (ср. время по Гринвичскому меридиану). К др. совр. методам относятся пеленгация радиосигналов со станций, местоположение к-рых известно, использование инерциальных навигационных систем и прием сигналов о местоположении с навигационных спутников. Помогают Н. также бакены и маяки или плавучие маяки, к-рые отмечают опасные места и рекомендуемые фарватеры, а также эхолоты, определяющие глубину. В аэронавигации для измерения высоты используются альтиметры.

Наглядное пособие